Наверное, каждый, кто ведёт группы, сталкивается с вопросом «а всё ли в порядке?», «то, что сейчас происходит, это вообще ок?», «это ещё терапевтическая группа или уже нет?». Для ответа на эти вопросы можно опираться на формальные и технические критерии происходящего, а можно – на характеристики группового процесса, которые универсальны для любых терапевтических направлений.
Мне нравится, как об этом пишет Луи Ормонт в своей статье «Благополучие группы» (“Keeping the Group Flourishing”). Перевожу её часть:
Есть три критерия, по которым я отслеживаю, находится ли моя группа на верном пути или мне нужно каким-то образом вмешаться, чтобы вернуть её в правильное русло.
1. Эмоции: кровоснабжение группы
Проблемы начинаются, когда участники группы либо находятся не в контакте со своими переживаниями, либо не хотят раскрывать свои переживания другим.
Эта проблема может проявляться по-разному.
Например, некоторые участники присоединяются к группе «чтобы что-то узнать» и «чему-то научиться». Они представляют себе обучение как сбор фактов. Они взаимодействуют с другими с целью сбора информации. Такого человека в группе легко заметить, он/она задаёт бесконечные вопросы.
Когда у этого человека возникнет проблема, то он не будет говорить о чувствах, он предоставит группе множество фактов и задаст конкретный вопрос о том, как ему следует поступить – словно он делает презентацию для Гарвардской бизнес-школы по поводу нового стартапа.
Этот пациент никогда не рассказывает о своей эмоциональной жизни и не бывает эмоционален на группе. Когда он/она обращается к другим участникам, то может ссылаться на их опыт и спрашивать: "Стивен, что ты думаешь?" Но он никогда не спрашивает: "Что ты чувствуешь?" Он словно консультируется с адвокатом, а не относится к участнику как к живому, откликающемуся существу. Он использует факты в качестве мощной защиты от переживаний.
Наша задача – обнаружить нечувствительного человека на ранней стадии и заручиться поддержкой группы в преобразовании его разговоров о фактах в разговоры о чувствах. "Джули, если бы ты могла превратить вопрос Эрла в чувство, что бы это могло быть?", "Кэрол, что ты чувствуешь, когда Эрл спрашивает, куда ты ездила этим летом?" или "Анджела, если бы Эрл превратил этот фактический вопрос в чувство, как ты думаешь, что бы он сказал?"
Постепенно все участники группы становятся «ищейками», чующими любые избегания и возвращающими человека в мир эмоций и переживаний. Это создаёт в группе атмосферу и культуру, в которой эмоции постепенно начинают преобладать над сбором фактов.
2. От разговора к коммуникации
Но простой вербализации чувств недостаточно. Участники группы, которые охотно делятся своими переживаниями и демонстрируют весь спектр их субъективного опыта, могут тем не менее быть полностью оторваны от окружающего мира.
И тогда, несмотря на всё, чем они делятся, на самом деле они продолжают жить в одиночных камерах, в солипсической вселенной, в которой их волнуют только они сами.
Разговор о себе в отличие от выражения чувств по отношению к другим – это другая форма коммуникации. Здесь полегает разница между эго-ориентированной группой и объектно-ориентированной группой.
Для того, чтобы группа не увязла во внутренней жизни отдельных и изолированных участников, важно постепенно возвращать участников к их переживаниям в адрес друг друга, а не только в адрес происходящего в их личных жизнях. "Кто в группе так же причиняет вам боль и не обращает на вас внимание, как и ваш муж?", "Как вы думаете, что Мэри чувствует к вам?", "Что вы чувствуете, когда говорите, что Сэм вам совершенно не интересен?"
3. Продвижение
В идеале, участники группы стабильно вовлечены во взаимное открытие всё новых и новых аспектов себя и друг друга.
Каждая встреча начинается с атмосферы ожидания, шага в неизвестное. В противном случае жизнь группы превращается в набор безопасных рутинных действий, в которых комфорт преобладает над риском. Наполненные жизнью разговоры превращаются в осторожные клише. Все сидят на своих местах как в прямом, так и в переносном смысле. От других ожидается только приободрение. Группа становится убежищем от грубого мира. Отношения замедляются до неторопливого темпа. Но самым ярким признаком становится вездесущее, пустое однообразие.
Однообразие, безусловно, является самым неоспоримым препятствием для прогресса любой группы.
Для того, чтобы открыть ригидный паттерн для свежего изучения, ведущий может использовать самые разные способы – интерпретации, отражение, конфронтации – любые интервенции, позволяющие установить новые значимые связи между внутрипсихическими процессами участников и групповыми взаимоотношениями.
_______
В моей онлайн терапевтической группе всё ещё есть места, и я буду рада видеть новых участников. Обязательное условие – опыт длительной индивидуальной терапии (от года и более).