ДУМАТЬ ИЛИ НЕ ДУМАТЬ: Базовый человеческий конфликт (отрывок из книги Ричарда Биллоу «Реляционная групповая терапия», перевод мой) Подобно Фрейду и Кляйн, Бион писал об основных глубинных конфликтах человека, которые способствуют возникновению внутрипсихических и межличностных трудностей. Фрейд писал об антагонизме между принципом реальности и принципом удовольствия, и между инстинктом жизни и инстинктом смерти. Кляйн писала о конфликтах между любовью и ненавистью, завистью и благодарностью. Бион же описал, как человеческая потребность думать вступает в конфликт с желанием избежать душевной боли, которая сопровождает мышление. Как терапевты, мы пытаемся создать и поддерживать культуру поиска истины, приглашая наших клиентов стремиться к психической осознанности и делиться своими наблюдениями. Но такой тип мышления часто причиняет боль, поскольку может сбивать с толку, вызывать тревогу и нарушать привычный порядок вещей. Истины, которые мы можем узнать, могут показаться ‘некрасивыми’, примитивными, социально неуместными и лично постыдными. Если опыт - это пища для мышления, тогда человек становится тем, что он ест, и больше не является тем, кем он был. Мышление меняет личность человека, дезориентируя его относительно его прошлого, настоящего и будущего. И это тоже чревато душевной болью: человек, который рискует думать и учиться, рискует ещё больше отдалиться от устоявшихся, общепринятых отношений с другими и от своих прежних идей. Мышление – это больно. Мышление – это больно, потому что оно вынуждает нас иметь дело с неприятными аспектами как внутренней, так и внешней реальности. Самопознание состоит не только из постепенного накопления переносимого опыта. Мышление по своей сути болезненно, потому что оно включает в себя интенсивные эпизоды эмоциональной турбулентности. Обучение включает в себя частичное разрушение того, что мы знали раньше, состояния непонимания, путаницы и бессмысленности. Часто клиенты приходят в терапию, чтобы избавиться от боли, и тогда поначалу они могут проявлять мало терпимости к расширению диапазона испытываемых ими чувств. В большей или меньшей степени каждый из нас – и каждая терапевтическая группа, в которой мы участвуем, – ненавидит реальность, поскольку она ведет к неизбежной боли и тревоге, и, следовательно, каждый из нас ненавидит мышление, мыслителей и мысль, которая ведет к реальности. Поэтому на символическом уровне вся терапия – это акт агрессии. Это вторжение, вмешательство, вызов убеждениям, подрыв ценностей и отношений пациентов и, возможно, даже их самовосприятия”.

Теги других блогов: психология самопознание терапия