Продолжаю приглашать участников в терапевтическую группу.
В работе опираюсь как на гештальт-терапию, так и на групповой анализ.
Например, нравится, как пишет о групповой работе Луи Ормонт. У него есть статья, посвящённая развитию эмоциональной мембраны (emotional insulation) в процессе групповой терапии:
«Здоровая мембрана – это сетчатая структура, которая препятствует проникновению токсичных раздражителей и при этом пропускает питательные вещества. Метафора мембраны особенно полезна, когда мы думаем о столкновении участников группы со стимулами, представляющими собой комбинацию вредных и питательных веществ. Например, при общении с близкими людьми хорошее и плохое часто смешиваются.
Если у участника группы слабый изоляционный барьер, то в тот момент, когда другой член группы выражает агрессию или другие «негативные» чувства, он чувствует себя раздавленным или оскорблённым. А если у участника группы изоляционный барьер слишком плотный, то он страдает ровно противоположным образом. Кажется, что ничто – ни любовь, ни нуждаемость, ни благодарность – не доходит до него.
Здоровая мембрана обычно формируется благодаря интроецированному голосу по крайней мере одного родителя (или хорошего аналитика), который безусловно верил в человека.
Нет лучшей арены для развития эффективной изоляционной мембраны, чем групповая терапия. Практически каждая группа подвергает своих членов всякого рода чрезмерной стимуляции. Члены группы неизбежно становятся жертвами иррациональных стимулов, недоразумений, сексуальных соблазнов, вспышек гнева – самых разных триггеров.
Почти каждый индивидуальный терапевт, безусловно, работает над изоляционными мембранами людей (независимо от того, использует ли терапевт этот термин или нет), укрепляя их там, где это необходимо, или ослабляя их у пациентов, которые закрываются от слишком большого количества раздражителей и идут по жизни поверхностно.
При этом при индивидуальной терапии нарциссизм может долгое время оставаться незамеченным. Индивидуальный терапевт может понятия не иметь, что пациент настолько же самопоглощён рядом со своими друзьями, как и на терапевтическим сеансе. В группе, где ожидается умение слушать других и реагировать на них, нарцисс довольно легко выделяется.
Как групповые терапевты, мы можем поставить перед собой задачу помочь участникам группы изменить их изоляционные мембраны, то есть научиться пропускать стимулы, не допуская при этом слишком сильной стимуляции. Мы хотим, чтобы участники группы научились отфильтровывать токсичные раздражители и через некоторое время делали это автоматически. Точно так же мы хотим придать большую свободу чрезмерно изолированным участникам, чтобы они смогли открыться для более широкого спектра переживаний».